Мировое производство и потребление МДФ плит растет стремительными темпами на протяжении 30-ти лет. Это притом, что уровень потребления данной продукции является несравненно выше, нежели в России. По сравнению с Германией, потребление МДФ плит на душу населения в России меньше почти в пять раз.
Основоположниками промышленного производства МДФ выступили американские фирмы, именно там эта продукция появилась впервые. Начиная с 70-х годов, ежегодный прирост выпуска МДФ достигает 10-20%, и только за трехлетний период с 1993 по 1996 год имело место двукратное увеличение мирового производства. Доля МДФ среди других древесно-плитных материалов в настоящее время приближается к 15%. Ведущими центрами этой подотрасли являются Северная Америка, Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион.
Начиная с 90-х гг. на мировом рынке МДФ плит началось стремительное увеличение производственных мощностей. К 2000 гг. на рынке уже стал возникать излишек производственных мощностей. В 2005 году мировые производственные мощности продолжали расти, хотя немного более медленнее, чем в предыдущих годах. Только небольшое количество новых заводов было построено в течение 2005 года, хотя мощности множества существующих заводов были расширенны. Следует отметить, что в последние годы наибольшая доля вводимых производственных мощностей – для производства «толстых» МДФ плит. Значимым же изменением в течение 2005 года было предпочтение оборудованию для производства и обработки «тонких» MDF плит.
Большая часть роста производственных мощностей приходилась на страны Восточной Европы - Россию и Турцию.
Наибольшие производственные мощности МДФ плит размещены в Европе – около 32 %, и Азиатско-Тихоокеанском регионе – 48,9% (в т.ч. в Китае – 32,4%).
Наряду с широким изменением в региональном распределении заводов MDF, также изменяется и средние размеры производственных мощностей заводов в зависимости от их месторасположения. Так, заводы в Европе, Севере и Южной Америке имеют тенденцию иметь производительность около 200 тыс.куб.м./год. Заводы в Африке, Ближнем Востоке и Китае имеют тенденцию иметь намного меньшие средние производственные мощности.
Крупнейшие мировые производители МДФ плит
Наличие излишка производственных мощностей на развитых региональных рынках вызвало слияние ряда производителей, некоторые компании даже решили уйти с рынка МДФ плит (например «Weyerhauser»). Слияния позволять корпоративным компаниям разделить затраты дальнейших инвестиций, в т.ч. инвестиции для организации интеграции в сторону поставщиков сырья, что гарантирует производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Интегрированные производители с хорошо-базирующимся региональным производством и коммерческим охватом увеличивают свою рыночную силу. Тенденции на рынке приводят к смещению акцента деятельности компаний с увеличения мощностей на увеличение пропускной способности имеющихся линий, улучшению качества выпускаемой продукции и соответствующему увеличению добавленной стоимости.
В течение 2004-2005 гг. ведущие мировые производители MDF засвидетельствовали большое изменение в их ранжировании. Китай (две компании) в 2004 году вошел в 10-ку крупнейших мировых производителей МДФ плит.
В 2004-2005 гг. лидерами мирового рынка МДФ плит по-прежнему остаются «P&M Kaindl» и «Sonae», «E Kaindl» замыкает тройку в 2005 году. «Weyerhauser» с третьего опустился пятого места, с продажей своего завода «Morcenx» во Франции, выдвигая «FINSA», которая приобрела завод, до 4-ого положения. «Weyerhaeuser» объявил, что также имеет планы по продаже его других бизнес-групп в Северной Америке и Ирландии. «Fantoni» и «Grupo Nueva» находятся на 6-ом и 7-ом местах соответственно. «Carter Holt Harvey» был в 7-ом положении ранее в 2005, до недавнего приобретения «FINSA», которое перемещало «CHH» вниз на 8 место.
Приобретение «Pfleiderer’s» компании «Hornitix Nidda», и «Kunz», которая включает заводы «Uniboard» в Канаде, поместило эту компанию на 9 место, сопровождаемое китайской компанией «Dare Group». Закупка «Dongwha» завода «Rayonier» в Новой Зеландии поместила компанию в 2004 году на 10-е место, а в конце 2005 году вышеупомянутые приобретения сдвинули компанию вниз к 12 месту.
Структура потребления МДФ плит на мировом рынке
Наибольшая доля МДФ плит на мировом рынке потребляется для производства ламинированных напольных покрытий. Доля потребления МДФ плит в мебельной промышленности упала да 19%, доля же потреблении плит непосредственно для строительных работ оценивается на уровне 16%.
Европейский рынок
С 2000 года производство и потребление МДФ плит на европейском рынке растет со среднегодовыми темпами 9-9,5%. Крупнейшими производителями в Европе являются «Kronospan Group», «Swiss Krono» и «Sonae». Лидером по производству и потреблению МДФ плит на европейском рынке выступает Германия.
В отношении состояния производства и потребления МДФ плит на европейском рынке следует отметить, что на сегодняшний день потребления МДФ плит, а также МДФ изделий на западноевропейском рынке превышает возможности производства местных предприятий. Данная ситуация обуславливается недостаточностью сырья на местных рынках. Уже сегодня МДФ плиты и конечные МДФ изделия (в т.ч. мебель) поступают в страны Западной Европы из Польши, Чехии, России и др. стран Восточной Европы.
Американский рынок
Производственные мощности стран Северной Америки позволяют выпускать немногим менее 6 млн.куб.м. При этом наибольшая доля из них принадлежит США. Производственные мощности Канада задействованы более чем на 90%, при этом около половины производимых МДФ плит страна поставляет на экспорт. Лидером по производству и потреблению МДФ плит на североамериканском рынке выступает Германия.
Китайский рынок
Массовый рост производственных мощностей МДФ плит в Китае произошел с 1999 по 2004 год – его производственные мощности выросли с 4,8 млн.куб.м. до 16,2 млн.куб.м. Большая часть производственных мощностей в Китае до 1999 состояла из небольших заводов с производительностью менее чем 35 тыс.куб.м. Введенные с 1999 года примерно на 30% представляют собой заводы мощностью менее 35 тыс.куб.м., заводы среднего размера с производственными мощностями 35-100 тыс.куб.м. - примерно 37% совокупной производительности нововведенных заводов, и заводов производительностью более чем 100 тыс.куб.м.- оставшиеся 33%.
Среди 319 китайских производителей МДФ плит можно выделить предприятий, чьи производственные мощности превышают 100 тыс.куб.м./год.
За 2005 год было введено несколько производственных линий по производству МДФ плит, но темп в установлении мощностей начал замедляться по сравнению с теми темпами, которые были после внесения государственного финансирования в развитие частного бизнеса.
Появление нескольких мощных групп, две из которых теперь занимают место в десятке мировых лидеров, начало оказывать влияние на изменения качества производимых МДФ плит. Эти производственные группы в будущем будут активно развивать экспортное направление.
Следует отметить, что производство МДФ плит на китайском рынке следующие несколько лет окажутся менее прибыльными, чем прошедшие 6-7 лет. Излишек производственных мощностей производства МДФ плюс нехватка сырья приведут к тому, что некоторые из небольших производителей Китая с менее современными производственными линиями закроются.
Дальнейший рост производственных мощностей Китая МДФ увеличит существующее соревнование за уже недостаточные ресурсы древесины, в то время как цены на МДФ плиты в течение 2007-2006 гг. упадут ввиду усиливающийся конкуренции.
Объем потребления МДФ плит на самом рынке Китая в 2006 году оценивается на уровне 14 млн.куб.м. При этом, если в середине 1990-ых, почти весь объем потребляемых МДФ плит использовался для производства мебели, то к 2003 году доля потребления МДФ в мебельной промышленности снизилась до 65%.
Чтобы купить ограждения из нержавейки, как и во всех прочих начинаниях, сначала надо соотнести все аргументы «за» и «против», а также учесть главные свойства сплава и стоимость продукции, относительно конкурирующих материалов и, изготовленных из них, продуктов.
Хотите заняться постройкой дачи или загородного дома? Вы уже приняли решение, какие кровельные и фасадные материалы вам потребуются? Если еще нет, то в этом случае непременно прочтите этот материал, чтобы было проще сделать выбор.