Одно окно для всех чиновников
Трудности начинаются отнюдь не на стройплощадке, а еще на этапе запуска проекта. По словам президента Союза строителей России Виктора Забелина, поступательное развитие отрасли уже затормозилось по ряду причин. Одна из важнейших - сроки согласования. «К примеру, на 100-квартирный жилой дом необходимо получить от 170 до 180 согласований», - отмечает специалист. В итоге, весь процесс согласования занимает в среднем около года. Иначе говоря, порой, возвести здание можно быстрее, чем подписать необходимые документы.
На практике это приводит не только к увеличению сроков сдачи объекта, но и к росту стоимости недвижимости. Ведь сегодня, как отмечает вице-президент национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко, около 30% от стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов.
Изменить ситуацию способно создание системы «одного окна». В этом случае, строители могли бы получить сразу все необходимые разрешения. Уже в начале этого года заместитель руководителя Министерства регионального развития РФ Юрий Тыртышов представил проект, который позволит упростить процесс прохождения экспертиз при строительстве объектов. Согласно документу, все согласования будут проводиться в одном органе. Сейчас же, по данным «Ассоциации строителей», компании вынуждены проходить по 13 экспертиз и собирать около 180 подписей.
«Прозрачные» финансы
Безусловно, многие проблемы в строительной отрасли связаны не только с бюрократией, но и с внутренними причинами. О том, что у большинства компаний есть неиспользованный резерв для снижения сроков сдачи и стоимости зданий, свидетельствуют результаты исследования «Автоматизация в управлении бизнес-процессами в строительстве», которое провели аналитики Ассоциации Строителей России (АСР).
Проанализировав деятельность более 50 компаний-лидеров отрасли, эксперты пришли к выводу: лишь в 12% организаций регламентированы более 80% бизнес-процессов, в 63% регламентированы лишь 30-50%. Иначе говоря, лишь в 12% строительных компаний «бумаги» находятся в порядке, и то на 80%. А в большинстве других фирм имеются широкие возможности для нерационального распоряжения денежными и иными средствами.
Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются автоматизация бухгалтерского учета, бюджетирование и планирование, а также сметные расчеты. Менее всего регламентированы логистика и снабжение.
Генеральный директор девелоперской компании «Альянс Континенталь» Алексей Чаленко подчеркивает, что на Западе сегодня наблюдается огромный интерес к российской строительной индустрии. Останавливает инвесторов именно низкая финансовая прозрачность рынка. Улучшить ситуацию в этой сфере – в интересах самих же строительных компаний.
Основной показатель финансовой прозрачности – формирование отчетности по международным стандартам. В настоящее время, по данным экспертов «АСР», таким образом работают лишь 6% опрошенных строительных компаний.
Где искать кадры?
Еще одна важная проблема данного сегмента экономики – это дефицит кадров. Светлана Рычкова, консультант «ЮНИТИ-СЭТ» - отраслевого кадрового агентства по подбору персонала для строительной сферы, отмечает: «По нашим наблюдениям, сегодня на рынке труда востребованы сметчики, прорабы, конструкторы, архитекторы, проектировщики, специалисты по согласованию и т.д.».
Дефицит кадров, в числе прочего, привел и к тому, что многие компании не отдают предпочтение конкретному учебному заведению и готовы рассматривать кандидатов просто со строительным или техническим образованием. Хотя нельзя не отметить, что стабильно высоким рейтингом у работодателей пользуются МГСУ и МАРХИ.
По мнению Светланы Рычковой, для многих соискателей мотивирующим фактором, наравне с достойным компенсационным пакетом, является перспектива профессионального роста в компании, например, возможность повышения квалификации и посещения языковых курсов. Ведь широкое распространение современных технологий диктует необходимость постоянного обучения.
В целом, по прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. Так, по словам первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева, к 2010 году в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 млн. м². Кроме того, реализация программы «Доступное жилье» повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России.
«Одно из последствий кризиса строительной отрасли 90-х годов - это то, что в настоящее время значительная часть профессионалов уже не молодые люди. Поэтому необходимо стимулировать приток молодежи в отрасль и дать ей возможность перенимать опыт у старшего поколения. При разумном подходе и заинтересованности работодателей, потенциала российской молодежи достаточно для обеспечения рынка квалифицированными кадрами», – подчеркивает консультант «ЮНИТИ-СЭТ».
Не «отключайте» стройку
Острота кадрового вопроса сопоставима по уровню сложности с накопившимися за долгие годы инфраструктурными проблемами. Ставшая уже легендарной тема «плохих дорог» и железнодорожной связи актуальна и в строительной сфере. Так, совладелец международной группы КНАУФ (производитель стройматериалов для внутренней и внешней отделки, тепло- и звукоизоляции) Николаус Кнауф обращает внимание на такую проблему, как отсутствие достаточного количества вагонов и локомотивов у «Российских железных дорог»: «С 1993 года из оборота РЖД изъята одна треть вагонов, поэтому необходимо строить новые заводы по производству вагонов и локомотивов».
Кроме того, по словам Николауса Кнауфа, «российской промышленности для ее развития в будущем необходимо больше энергоносителей - неважно, будет это газ или электроэнергия. Здесь не обойтись без строительства новых электростанций».
Любой застройщик знает, как сложно подключить новый дом к электрическим сетям. Нехватка энергомощностей значительно затрудняет строительный процесс. Например, во время московского энергетического кризиса прошлой зимой одними из первых, кого отключали от электричества, были именно строительные площадки.
В целом можно говорить, что в стоимости будущего «квадратного метра» заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Круглика, «цена учитывает не только стоимость непосредственно строительства, но и подготовку инженерного обеспечения территорий, подключение к источникам электроэнергии, создание социальной инфраструктуры — устройство поликлиник, детских садов, школ, спортивных сооружений, пожарной части, участка дорожно-транспортной сети и многого другого. Все это резко увеличивает стоимость жилья».
По мнению специалиста, выходом из этой ситуации могло бы стать разграничение данных затрат. «Мы убеждены, что уровень бюджетной системы (субъекты Федерации, муниципальные образования – Ред.) должен нести ответственность за строительство своих объектов, а инвестор и застройщик — лишь непосредственно за возводимое жилье. В этом случае покупатель будет платить именно за квартиру, а не за всю сопутствующую инфраструктуру, а также появится возможность адекватно оценить уровень реальных затрат и заявляемой цены», - отмечает Сергей Круглик.
Наука строить
Впрочем, о проблемах можно говорить не только применительно к инфраструктуре, но и к самим строительным технологиям. Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов подчеркивает, что «в последнее время в российскую отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований».
Подобными экспертизами могут заниматься лишь специализированные организации. По данным заседания Комиссии по строительному комплексу Совета Российского Союза промышленников и предпринимателей (апрель, 2007 года), в стране существуют 182 организации, деятельностью которых являются научные исследования для строительства. Однако в большинстве из них отсутствуют современная экспериментальная база, оборудование и технологии.
Из уже существующих экспериментальных площадок можно назвать единственный в России и Европе эталонированный геодинамический строительный полигон в Московском Государственном Строительном Университете (МГСУ). Здесь есть возможность провести экспериментальную сертификацию новых информационных технологий, отработку нормативных требований, а также модельную аттестацию комплексной безопасности архитектурно-строительных решений и проектов, в том числе по высотному домостроению.
Несмотря на столь «солидный» перечень «препятствий», все же есть основания для оптимизма. Ведь если российский отраслевой комплекс обладает способностью развиваться даже в таких сложных условиях, то с решением хотя бы некоторых проблем, его ждет еще больший рывок.
Автор: Екатерина Николаева
(по материалам кадрового агентства «ЮНИТИ-СЭТ»)